Старый ПравМир
Суббота, 22.02.2020, 15:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Меч и мир: православный взгляд (профессор Осипов А.И.) - Старый форум ПРАВМИРРегистрацияВход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Старый форум ПРАВМИР » Тематические форумы » Мир веры » Меч и мир: православный взгляд (профессор Осипов А.И.)
Меч и мир: православный взгляд (профессор Осипов А.И.)
Сергей-Такой-ДеньДата: Понедельник, 20.01.2020, 09:30 | Сообщение # 1
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 2636
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
На протяжении всей своей истории человечество ищет мира, но война так и остается одной из самых насущных и, увы, неискоренимых проблем, решить которую сегодня оказывается так же трудно, как и тысячи лет назад. Это, к сожалению, естественно, так как феномен войны лежит в самом основании человеческой истории - грехопадении человека, исказившем его природу и в последовавшем убийстве Авеля Каином. Поэтому одновременно с развитием общества развиваются и технические средства ведения войны, а сами войны становятся все более кровопролитными и жестокими. В этой ситуации возникает вопрос: преодолима ли для человечества война?

        ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

        Нехристианская мысль, несмотря на постоянные неудачи в течение всей истории решить этот вопрос, тем не менее отвечает на него, как правило, положительно. Она предлагает различные варианты достижения мира, из которых наиболее впечатляющим является модель единого всемирного государства. Здесь уже некому и не с кем будет воевать, а любые конфликты могут быть легко устранены силами незначительных полицейских формирований.

        Логика этого варианта подкупает, и она все более ощутимо воплощается в жизнь современного мира. Однако многие даже не предполагают, что в действительности может получиться из этой идеи, хотя в наши дни уже не так трудно увидеть, что идет строительство новой Вавилонской башни. Такое государство будет абсолютно рабовладельческим. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на то, как сегодня, прямо на глазах в мире происходит концентрация власти самого узкого круга лиц. В чьих руках средства массовой информации, которыми обеспечиваются нужная идеология, атмосфера общественной жизни, в чьих руках банки, на которых строится вся экономическая жизнь - у того и власть. В свою очередь, и без того узкий круг властителей становится все уже, чтобы однажды увенчаться одним единственным лидером.

        Таким образом, только сейчас мы начинаем реально представлять то, о чем говорил апостол Павел еще две тысячи лет тому назад, заявляя о "человеке греха", под властью которого окажутся все народы земного шара и наступит мир, худший любой войны.

        В связи с этим интересно обратить внимание еще на один процесс, происходящий в мире. С конца XVIII, а XX веке особенно, идет целенаправленная дискредитация патриотизма, размывание основ традиционной религии, непрерывное осуждение любой войны, независимо от того, чем она вызвана и какова она. Осуждаются те, кто несет воинскую службу. Это разрушение любви к родине, к Церкви, идеи жертвенности во имя своего народа, уничтожение идеи справедливой, священной войны готовит почву для создания единой веры, единой религии, единой культуры, единого всемирного государства с безликой массой рабов и властителей-богов.

Добавлено (20.01.2020, 09:30)
---------------------------------------------
УБИЙСТВО… ПО ЛЮБВИ

        И все же по какому критерию можем мы оценивать ту или другую войну?

        Сначала приведем интересный рассказ из "Трех разговоров" В. С. Соловьева. В первом разговоре ведется беседа, в которой генерал рассказывает такой случай: "Во время Кавказской кампании, когда шла война с турками в связи с Арменией, мы медленно продвигались за противником, и однажды перед нами открылось огромное армянское село. Мы увидели там жуткую вещь: не только совершенно спаленную деревню, но телеги, к которым были привязаны армяне, не успевшие убежать, а под телегами разведенные костры - их садистки убивали. Но одна картина поразила всех до глубины души. К оси телеги навзничь на земле была привязана женщина так, чтобы не могла головы повернуть. Она была мертва, у нее никаких ран, лишь лицо было искажено Что же случилось? Буквально перед ней был вбит шест, на котором привязан голый младенец, видимо, ее сын, весь почерневший и с выкатившимися глазками, а рядом валяется решетка с потухшими углями. Ясно, что сделали изверги.

        Вдруг из какого-то сухого колодца к нам выбрался армянин. Кричит, что турки пошли в рядом находящееся село. - Сколько их? - спрашиваю. - Сорок тысяч. А у нас было порядка пятисот человек и шесть пушек.

        Тем не менее мы спросили короткий путь, - продолжал генерал, - и по этому пути, не рассуждая, двинулись. Получилось так, что наш отряд вышел как раз в то время, когда турки (их оказалось около четырех тысяч) входили в другое армянское селение. Тогда небольшой отряд казаков поскакал к ним, а основная наша часть осталась в засаде с замаскированными пушками. Турки, заметив казаков, не раздумывая, погнались за ними. Мы же, подпустив их, открыли по басурманам огонь картечью буквально в упор, так что успели сделать всего два залпа. Если бы турки оказались посмелее и продолжали наступление, то нам бы всем несдобровать. Но они испугались и стали отступать. Тут мы еще произвели залп картечью и потом все ринулись на них. Турки бросали оружие, просили пощады, но мы изрубили их всех, никого не оставили. И вот теперь, господа, говорю вам: у меня нет никаких добрых дел, но до сих пор, когда я вспоминаю этот случай, у меня на душе светлое Христово Воскресение. Я считаю единственным в своей жизни святым, истинно добрым делом то, которое тогда совершил!"
        Совершенно очевидно, что это был настоящий подвиг, так как русские шли на явную смерть. Ведь они думали, что турок там сорок тысяч, а их самих было всего около пятисот человек. Но, с другой стороны, русские перебили всех турок, никого не пощадили. Зло совершили? Нет! Не из желания зла они действовали, но из глубокого чувства праведного гнева, которое есть одно из существенных характеристик истинной любви. Христианская оценка войны и здесь остается той же: убийство является преступлением, когда оно совершается по злобе, зависти, корыстности. Русские же, в данном случае, убивали, борясь и жертвуя своей жизнью за ту правду, за ту истину, которую видели, которую чувствовали в своей душе, и которую чувствует и понимает каждый человек.
        Таким образом, оказывается, что, с христианской точки зрения, война может быть делом священным и военная служба делом святым, когда она карает злодеев и насильников.

        Еще один пример двух разных войн. Что было с территорией, по которой прошли во время Отечественной войны 1812 года "просвещенные", "культурные" солдаты французской армии? Пожары, смерть и разрушения. А как прошла русская православная армия от Москвы до Парижа? - Как чистые, невинные дети: никаких бесчинств, насилий, притеснений. Война, таким образом, должна оцениваться не самим фактом своего существования, но ее причинами, основными движущими силами, ее целью и духом. Например, достаточно посмотреть, что армия делает с мирными жителями противника, чтобы увидеть, какова эта война. Христианство призывает: "Все нужно делать по любви к человеку. И если нет другого способа остановить зло насилия, как только силою оружия, то не смей трогать тех, кто не есть носитель зла".

Добавлено (20.01.2020, 09:31)
---------------------------------------------
Итак, по какому критерию мы можем оценить, когда меч является праведным, а когда он является злым и дьявольским? Христианство предлагает двуединый критерий. Первый из них: отсутствие злобы, совсем не предполагающее отсутствие праведного гнева, ибо, как мы видели, существует очень большая разница между злобой и праведным гневом. Второе условие, а точнее, другая сторона того же принципа - это любовь, которая в социальном плане выражается, в первую очередь, в справедливости и бескорыстии. Соловьевский генерал честно сказал о себе, что он не святой человек, но когда он увидел мерзость насилия, то его душу охватил праведный, святой гнев. А из каких истоков исходит такой гнев? Он всегда сопряжен с любовью к жертве, к обиженным, к страдающим от злой силы. Таким образом, верным, с христианской точки зрения, принципом применения меча является оказание помощи даже с риском для своей жизни тем, кто подвергается несправедливому насилию. Этот принцип жертвенной любви к истине, правде и святости в наших межчеловеческих отношениях - основополагающий в христианской оценке любых военных действий.
        Но, вот, подали записку с вопросом: "Как можно говорить, что главным принципом справедливой, даже священной войны является любовь, если в Библии мы находим повеление Бога евреям после их сорокалетнего странствия по Аравийской пустыне идти и уничтожать исконные народы Палестины? Причем уничтожать полностью даже стариков, женщин и детей, не оставляя никого и ничего живого?" Это непростой вопрос. Но, думаю, ответ на него таков. Если бесспорно, что Бог мог бы найти и другие средства уничтожить эти народы за их беззакония, например, болезни, междоусобицы, землетрясения и т. д., а здесь для этой цели посылается именно еврейский народ, то причина, по-видимому, следующая. Бесспорно, что далеко не каждый гражданин способен приводить в исполнение законный смертный приговор преступнику. Для этого избираются люди с соответствующими душевными свойствами. Так и здесь, Бог не ангелом, не мором, не чумой, а руками евреев уничтожает народы с очевидной целью, чтобы показать им печальную реальность их духовного состояния, в котором они находились несмотря на все чудеса во время сорокалетнего странствия по пустыне. Бог этим как бы говорил Израилю: "Неужели не понимаешь, почему именно ты был избран совершить это страшное дело? Задумайся и покайся". Подобное обращение Бога к евреям проходит через весь Ветхий Завет, а затем и Новый, где содержатся самые резкие обличения их жестоковыйности. неверности, и т. д. Но такое же обращение Бога имеет место и ко всем другим народам мира, когда они оказываются в том же положении и состоянии.

Добавлено (20.01.2020, 10:12)
---------------------------------------------
ГНЕВАЙТЕСЯ И НЕ СОГРЕШАЙТЕ… (ПС. 4, 5)

        Существует ли критерий, в данном случае - христианский критерий, по которому можно было бы судить, когда война является справедливой, а когда - нет? И может ли вообще война быть справедливой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо выяснить, что делает убийство злом? Очевидно, что не сама по себе смерть. Убийство становится злом лишь тогда, когда оно совершается по ненависти к человеку. Владимир Соловьев хорошо сказал об этом: "При убийстве зло состоит не в физическом факте лишения жизни, а в нравственной причине этого факта - в злой воле убивающего". Поэтому быть убитым, как и умереть от холеры, не есть зло, ибо здесь нет нравственно злого акта воли. Но при этом злобу нельзя смешивать с гневом, ибо бывает и праведный гнев. Вспомним хотя бы, как Сам Христос, войдя в храм и увидев там торговлю, сделал кнут и начал им выгонять торговавших. И это не какой-то исключительный факт в земной жизни Господа. Евангелисты пишут о Христе: "И с гневом посмотрел на них…" Он Сам говорит иудеям гневные слова: "Змеи, порождения ехиднины, гробы окрашенные, снаружи кажущиеся святыми, а внутри исполненные всякой мерзости…"

        Можно привести и другой пример из Священной истории, когда к святому Иоанну Крестителю пришли воины и спросили: "Что нам делать?" Он ответил: "Не обижайте никого и довольствуйтесь своим жалованием". Конечно, Лев Толстой не мог бы принять такого ответа, ведь Креститель не сказал воинам: "Бросьте оружие, перестаньте воевать и проливать кровь человеческую". Кроме того, всем известно, что многие христиане в первые века оставались воинами и даже были военачальниками. Они считали нравственно оправданной войну, когда нужно было силой противостоять нападавшему врагу. Поэтому в Церкви среди святых всегда было большое количество воинов. Взять, например, наши русские святцы: там среди мужчин, приблизительно одна половина - монахи всех чинов, от простых иноков до архиереев, а другая половина - воины. Что это - случайность? Вопрос, думаю, риторический. Недаром самые славные люди в истории России и в истории других государств всегда были военные, то есть те, кто первыми отдавали свою жизнь за народ и Отечество.


Пресвятая Богородица, спаси нас!
 
Елена_ГатчинскаяДата: Понедельник, 20.01.2020, 13:46 | Сообщение # 2
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 923
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Цитата Сергей-Такой-День ()
В связи с этим интересно обратить внимание еще на один процесс, происходящий в мире. С конца XVIII, а XX веке особенно, идет целенаправленная дискредитация патриотизма
Ну какая дискредитация? Просто ставится вопрос: быть патриотом и при этом одновременно быть христианином (не на словах, а на деле) допустимо? Нет ли здесь противоречия?
Христос был патриотом Иудеи (Своей земной родины)?
Ответ - не был в том понимании, как мы понимаем патриотизм. Если бы был, то не колеблясь, встал бы во главе национально-освободительного движения, когда Его об этом просили.

Хорошо, ладно, Великая Отечественная - слишком яркий и слишком четкий пример. Но возьмем другие примеры из нашей истории, не столь однозначные.

Христианин на стороне кого должен быть в Гражданской войне? А если мое сердце предпочитает красных, то я уже не христианин?

Христианин как должен реагировать на лозунг "Раздавить троцкисткую гадину"? А если я отвергаю лозунг, если мне дороги троцкисты, значит я не патриот?

Христианин как должен относиться к явно ошибочным действиям своей родины? Допустим, у меня родственник стал воевать в Чехословакии в 1968 году (если год не путаю). То что и как? Говорить родственнику, что не гоже, брат, тебе там воевать? Да меня саму за такие слова посадить могут (могли в то время).

Как христианину относиться к действиям СССР в Афганистане? А как к действиям нынешних владык страны, которые (на мой взгляд) прямо ведут страну в пропасть. И страну, и Церковь, так, что после них ни того, ни другого не останется.

Так что тут или я христианин (да, чистый, беспримесный, бескомпромиссный) или я патриот, который разделяет все заблуждения своей страны и своего общества, но зато я вместе с ними. Как у Ахматовой: "Я была тогда с моим народом там, где мой народ к несчастью был".

Одновременно не получается: одно уничтожает другое.

Добавлено (20.01.2020, 14:00)
---------------------------------------------

Цитата Сергей-Такой-День ()
но из глубокого чувства праведного гнева, которое есть одно из существенных характеристик истинной любви.
Гнев плохое чувство. И страшное. 
Это термоядерное чувство: выйди оно из под контроля - испепелит человека дотла.

Пример с женщиной, у которой убили ребенка, меня задел.
Но я не впервые читаю о жестокостях. И всякий раз говорю себе: это уже прошло. 

Иначе можно далеко зайти.

Именно с этой целью у нас сейчас вовсю будут говорить о зверствах нацистов и их приспешников.

А так задумайтесь на минуту: турки уничтожают всех. Мы уничтожаем турков. Взаимное истребление, без конца и без края, до последнего человека.
Когда-то так и произойдет. Две мировые войны - это подземный пожар, всполохи которого вырвались на поверхность. Но он и сейчас бушует и готов выйти на поверхность, так, что захватит уже все без остатка.

Да что говорить? Мы являемся свидетелями одной из таких бессмысленных войн между Украиной и Россией. И каждая сторона приводит логичные доводы в свою пользу, а в итоге - взаимное истребление.

Что такое война? Чьи-то амбиции, чьи-то греховные желания. Грех, усилившийся до своего предела.
Гадаринские свиньи, бросившиеся в пропасть - прекрасный образ происходящего.


Все, сказанное мною на форуме, является моим личным мнением.
С предыдущего форума "Православие и мир".


Сообщение отредактировал Елена_Гатчинская - Понедельник, 20.01.2020, 13:49
 
МихаилКНДата: Понедельник, 20.01.2020, 14:03 | Сообщение # 3
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 1240
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
В целом согласен с тем, что говорит тут Осипов. Ну, по частностям (что-де русские войска шли вслед Наполеону "аки дети малые", вовсе без насилия и т.п. На войне так не бывает, это байки) спорить не стану, тут просто каждый народ склонен выдавать желаемое за сущее.

Только как же это он так обильно цитирует ЯВНОГО ФИЛОКАТОЛИКА, причащавшегося, в частности, у католиков, Владимира Сергеевича Соловьёва? И ведь как сочувственно цитирует! Любо-дорого почитать!

Оооох уж мне эти тройные стандарты!


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев


Сообщение отредактировал МихаилКН - Понедельник, 20.01.2020, 14:06
 
SvetlanaДата: Понедельник, 20.01.2020, 15:03 | Сообщение # 4
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 1477
Статус: Оффлайн
Спасибо, Сергей!

----------------------------------------------

Желаю всем перестать осуждать (осуждальщикам). Хотя бы начать пытаться. Иначе в ад. А оно вам надо?
 
Сергей-Такой-ДеньДата: Понедельник, 20.01.2020, 15:05 | Сообщение # 5
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 2636
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
Цитата Svetlana ()
Спасибо, Сергей!

Пожалуйста, Светлана!


Пресвятая Богородица, спаси нас!
 
Елена_ГатчинскаяДата: Понедельник, 20.01.2020, 15:48 | Сообщение # 6
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 923
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Я хочу сказать, что даже Осипов с его размышлениями идет лесом, когда у нас тут такое начнется, согласно пророчествам.
Тут уже не до Осипова, не до Евангелия будет. А только одно: инстинкт самосохранения.


Все, сказанное мною на форуме, является моим личным мнением.
С предыдущего форума "Православие и мир".
 
VeteranДата: Понедельник, 20.01.2020, 17:42 | Сообщение # 7
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 3174
Репутация: 9
Статус: Оффлайн
Вся эта патетика о патриотизме, справедливой войне и проч. имеет в подоплёке одно: ценность человеческой жизни. Спасать себя, спасать родителей, спасать детей и жену - это инстинкт всех людей во все века. Спасать жизнь!!!
А Христос жизнь не спасал, а отдавал. И первые христиане не спасали ни свою жизнь, ни жизнь своих близких. Для христиан земная жизнь не имела значения! Они могли легко спасти себя и детей, лишь принеся условную жертву Юпитеру. Но не делали этого. И не служили кесарю, арестовывая и убивая людей. Того, кто не дорожит жизнью, невозможно заставить служить языческим богам и кесарю. 
За две тысячи лет синергия церкви и государства изменила христиан, превратив многие поместные церкви в государственные учреждения, которыми руководили назначенные кесарем чиновники. При этих условиях убийство других христиан стало заслугой перед Богом, делом чести и геройства христианина.  


Для сохранения мира душевного должно всячески избегать осуждения других.
 
Гостья2Дата: Понедельник, 20.01.2020, 17:44 | Сообщение # 8
Свой человек
Группа: Друзья
Сообщений: 330
Репутация: 1
Статус: Онлайн
Откуда вам известно о первых христианах, что они легко жертвовали детьми?
 
VeteranДата: Понедельник, 20.01.2020, 17:57 | Сообщение # 9
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 3174
Репутация: 9
Статус: Оффлайн
Вы жития святых не читали? Вот, например: https://pravoslavie.ru/64498.html

Для сохранения мира душевного должно всячески избегать осуждения других.
 
Гостья2Дата: Понедельник, 20.01.2020, 17:59 | Сообщение # 10
Свой человек
Группа: Друзья
Сообщений: 330
Репутация: 1
Статус: Онлайн
Я не очень доверяю житиям. Очень уж много времени прошло.
 
МихаилКНДата: Понедельник, 20.01.2020, 18:08 | Сообщение # 11
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 1240
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Цитата Veteran ()
Того, кто не дорожит жизнью, невозможно заставить служить языческим богам и кесарю.
 
Чушь. Того, кто не дорожит жизнью, легче лёгкого сделать камикадзе или шахидом.


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев
 
VeteranДата: Понедельник, 20.01.2020, 18:15 | Сообщение # 12
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 3174
Репутация: 9
Статус: Оффлайн
Цитата МихаилКН ()
Того, кто не дорожит жизнью, легче лёгкого сделать камикадзе или шахидом.

Это если его вера ложная.

Добавлено (20.01.2020, 18:20)
---------------------------------------------

Цитата Гостья2 ()
Я не очень доверяю житиям. Очень уж много времени прошло.

Евангелию еще больше лет, чем мартириям. Это повод ему не верить?


Для сохранения мира душевного должно всячески избегать осуждения других.
 
SvetlanaДата: Понедельник, 03.02.2020, 14:42 | Сообщение # 13
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 1477
Статус: Оффлайн
Цитата Veteran ()
И первые христиане не спасали ни свою жизнь, ни жизнь своих близких.

Это ложь.

"Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 - 81) и Траяне (98 - 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства. <...> В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать. 

Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Не сразу они узнали его, а узнав, обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. <...> Когда закончилась война, святой Евстафий с почестями и славой вернулся в Рим".

У меня вопрос - зачем так врать человеку? Тем более называющему себя христианином.


----------------------------------------------

Желаю всем перестать осуждать (осуждальщикам). Хотя бы начать пытаться. Иначе в ад. А оно вам надо?
 
VeteranДата: Понедельник, 03.02.2020, 19:16 | Сообщение # 14
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 3174
Репутация: 9
Статус: Оффлайн
Цитата Svetlana ()
У меня вопрос - зачем так врать человеку? Тем более называющему себя христианином.

Если Вы чего-то не понимаете, то лучше спросите. Например, про св. Евстафия.
Святым он стал, когда претерпел мучения за Христа, как сказано в акафисте: "великомучениче, огнем мучений в покой небесный вшедый". Канонизирован св. Евстафий вовсе не за свою военную службу язычнику и гонителю христиан императору Трояну и, когда проливал чужую кровь, святым не являлся.


Для сохранения мира душевного должно всячески избегать осуждения других.
 
SvetlanaДата: Среда, 05.02.2020, 14:22 | Сообщение # 15
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 1477
Статус: Оффлайн
Цитата Veteran ()
Если Вы чего-то не понимаете, то лучше спросите.

Окей, спрашиваю. Ваше утверждение - "И первые христиане не спасали ни свою жизнь, ни жизнь своих близких". Я привожу (первого же по поиску) - "Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Не сразу они узнали его, а узнав, обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Когда закончилась война, святой Евстафий с почестями и славой вернулся в Рим". То есть - и воевали первые христиане, и спасали жизнь близким. Что скажете? Я не понимаю. Или христианином он тогда не был? Не уходил в пустошь для молитвы?


----------------------------------------------

Желаю всем перестать осуждать (осуждальщикам). Хотя бы начать пытаться. Иначе в ад. А оно вам надо?


Сообщение отредактировал Svetlana - Среда, 05.02.2020, 14:23
 
Старый форум ПРАВМИР » Тематические форумы » Мир веры » Меч и мир: православный взгляд (профессор Осипов А.И.)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2020
uCoz