Старый ПравМир
Понедельник, 21.09.2020, 05:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная «БАБУШКИНО» БОГОСЛОВИЕ: ПОДБОРКА ОКОЛОЦЕРКОВНЫХ СУЕВЕРИЙ - Страница 2 - Старый форум ПРАВМИРРегистрацияВход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 10
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 9
  • 10
  • »
Старый форум ПРАВМИР » Тематические форумы » Мир веры » «БАБУШКИНО» БОГОСЛОВИЕ: ПОДБОРКА ОКОЛОЦЕРКОВНЫХ СУЕВЕРИЙ
«БАБУШКИНО» БОГОСЛОВИЕ: ПОДБОРКА ОКОЛОЦЕРКОВНЫХ СУЕВЕРИЙ
Наталья07Дата: Четверг, 23.01.2020, 01:34 | Сообщение # 16
Староста
Группа: Друзья
Сообщений: 6409
Статус: Оффлайн
Цитата Нора_Ли ()
Есть у меня вопрос к  присутствующим в теме:  использование приставки без- вопреки правилам правописания   и  отказ от использования приставки бес-  можно ли отнести к суеверию?

Это  не касается  церковной жизни, но касается связанного с церковной жизнью  понятия, потому и задаю вопрос в этой теме.

Подробная статья по этой теме:

https://www.pravmir.ru/pochemu....nazyvat
 
Ольга05Дата: Четверг, 23.01.2020, 01:36 | Сообщение # 17
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4785
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
Нора_Ли
До реформы орфографии 1918 года приставки, оканчивающиеся на з (из-, воз-, раз-, роз-, низ-), перед последующей с сохраняли з: разсказъ, разсуждать; возсоединить; изслѣдовать. Приставки без-, через- (чрез-) всегда имели на конце з: безполезный, безкровный, безтактный, безсонница; черезчуръ, чрезполосица. (чтобы долго не искать, обратилась к википедии).
Т.е. не только без-, но и через-. И перед корнем на -с- другие приставки. Значит, бес тут ни при чем. Были другие законы правописания.


Сообщение отредактировал Ольга05 - Четверг, 23.01.2020, 01:37
 
Елена_МихейлисДата: Четверг, 23.01.2020, 01:37 | Сообщение # 18
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4422
Статус: Оффлайн
Нора_Ли, мне кажется, что это зависит от конкретной ситуации. От того, какой смысл в это действо вкладывается.

Добавлено (23.01.2020, 01:40)
---------------------------------------------
Ольга05, так ведь Нора и пишет о современных нормах. С ятями-то никто не пишет.

Сообщение отредактировал Елена_Михейлис - Четверг, 23.01.2020, 01:38
 
Ольга05Дата: Четверг, 23.01.2020, 01:50 | Сообщение # 19
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4785
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
Елена_Михейлис, современные нормы и были введены в 1918 году. Тогда и появились приставки "бес-" и "черес-".
 
Нора_ЛиДата: Четверг, 23.01.2020, 02:03 | Сообщение # 20
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 728
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Цитата Ольга05 ()
До реформы орфографии 1918 года приставки, оканчивающиеся на з (из-, воз-, раз-, роз-, низ-), перед последующей с сохраняли з: разсказъ, разсуждать; возсоединить; изслѣдовать. Приставки без-, через- (чрез-) всегда имели на конце з: безполезный, безкровный, безтактный, безсонница; черезчуръ, чрезполосица. (чтобы долго не искать, обратилась к википедии).Т.е. не только без-, но и через-. И перед корнем на -с- другие приставки. Значит, бес тут ни при чем. Были другие законы правописания.

Ольга, про реформу правописания  я в курсе.  Если речь о дореформенных текстах - нет вопросов.

Именно  на  "беззаконность" той реформы ссылаются те наши современники, кто избегает на письме приставки бес-   с мотивацией "не поминать  нечистого и не славить его". Никакие аргументы, что  до реформы алфавита  слово "бес" вовсе не через "е" писалось, не  принимаются.

Отсюда и возник  мой вопрос: является ли такое "грамматическое богословие" суеверием?

Прочие приставки, оканчивающиеся буквой "з"  не дают  повода к подобным смысловым толкованиям.

Добавлено (23.01.2020, 02:28)
---------------------------------------------
Цитата Наталья07 ()
Подробная статья по этой теме:https://www.pravmir.ru/pochemu....nazyvat


Спасибо,Наталья, за интересную статью.
Насколько я поняла, Вы  считаете подобную "филологию" разновидностью суеверия.


Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья под сакурой в цвету.
Кобаяси Исса


Сообщение отредактировал Нора_Ли - Четверг, 23.01.2020, 10:23
 
Елена_МихейлисДата: Четверг, 23.01.2020, 10:04 | Сообщение # 21
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4422
Статус: Оффлайн
Цитата Ольга05 ()
современные нормы и были введены в 1918 году. Тогда и появились приставки "бес-" и "черес-".

Совершенно верно. А я что написала? Мы-то по каким нормам живем?
 
Ольга05Дата: Четверг, 23.01.2020, 15:02 | Сообщение # 22
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4785
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
Цитата Нора_Ли ()
Именно  на  "беззаконность" той реформы ссылаются те наши современники, кто избегает на письме приставки бес-   с мотивацией "не поминать  нечистого и не славить его". Никакие аргументы, что  до реформы алфавита  слово "бес" вовсе не через "е" писалось, не  принимаются.

Понятно же, что реформа не из-за этой приставки была осуществлена. И она планировалась еще в самом начале ХХ века. К лукавому никакого отношения не имеет.
 
монах_ЛевДата: Четверг, 23.01.2020, 15:12 | Сообщение # 23
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 2557
Репутация: 27
Статус: Оффлайн
"Если головой лампадку задел, когда к иконе прикладывался, — тяжкий грех совершил."
У моего сына был случай: он не просто задел лампадку, а пролил масло себе на голову.   Видимо, это был знак?

А ещё в нашей местности на 40-й день после поминок все выходят на улицу "душу провожать".


С поклоном и любовью, монах Лев

Сообщение отредактировал монах_Лев - Четверг, 23.01.2020, 15:16
 
Ольга05Дата: Четверг, 23.01.2020, 15:15 | Сообщение # 24
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4785
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
Цитата Нора_Ли ()
Отсюда и возник  мой вопрос: является ли такое "грамматическое богословие" суеверием?

Является.

Добавлено (23.01.2020, 15:17)
---------------------------------------------

Цитата монах_Лев ()
У моего сына был случай: он не просто задел лампадку, а пролил масло себе на голову.   Видимо, это был знак

О... но если масло пролил на голову - это же хороший знак!

Добавлено (23.01.2020, 15:21)
---------------------------------------------

Цитата монах_Лев ()
А ещё в нашей местности на 40-й день после поминок все выходят на улицу "душу провожать".

В этом есть что-то, наверное. Мне такое нравилось бы.
А главное - все пришедшие сразу уходят, и никто не стоит в дверях.
 
Нора_ЛиДата: Пятница, 24.01.2020, 05:50 | Сообщение # 25
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 728
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Какие бы усилия ни прилагало христианство к насаждению  монотеизма и к борьбе с пережитками язычества, магическое сознание  всё равно в нём самом присутствует. 

Т.наз. воцерковление языческих славянских  обычаев типа Масленицы,  Ивана Купалы, поклонения "святым"  вещам, субстанциям дают богатый питательный субстрат для подпитки магического сознания в умах  православной паствы.


Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья под сакурой в цвету.
Кобаяси Исса
 
монах_ЛевДата: Пятница, 24.01.2020, 10:04 | Сообщение # 26
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 2557
Репутация: 27
Статус: Оффлайн
Цитата Нора_Ли ()
Какие бы усилия ни прилагало христианство к насаждению  монотеизма и к борьбе с пережитками язычества, магическое сознание  всё равно в нём самом присутствует.
 В моём сознании магического в Вашем смысле нет, от слова "совсем".


С поклоном и любовью, монах Лев
 
Нора_ЛиДата: Пятница, 24.01.2020, 12:28 | Сообщение # 27
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 728
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Цитата монах_Лев ()
В моём сознании магического в Вашем смысле нет, от слова "совсем".

О наличии магического сознания  сказано мной  обобщённо, о церковной обрядности в целом, а не о том, есть оно у конкретных  людей или нет.

Магическое мышление (или сознание) предполагает веру в сверхъестественное, иррациональное и связанное с ней соблюдение определённых ритуалов,  запретов и предписаний, нарушение которых приводит к плохим последствиям, а соблюдение  - к хорошим. 
Так что  любой обряд  подразумевает  наличие в людях элементов магического мышления.

Тертуллиан польстил людям, рассуждая о душе. Она по природе  скорее язычница, чем христианка.


Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья под сакурой в цвету.
Кобаяси Исса
 
МихаилКНДата: Пятница, 24.01.2020, 12:48 | Сообщение # 28
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4034
Репутация: 47
Статус: Оффлайн
Цитата Нора_Ли ()
Есть у меня вопрос к  присутствующим в теме:  использование приставки без- вопреки правилам правописания   и  отказ от использования приставки бес-  можно ли отнести к суеверию?Это  не касается  церковной жизни, но касается связанного с церковной жизнью  понятия, потому и задаю вопрос в этой теме.


А можно мне ответить Вам с лингвистической точки зрения? Понятно, что формальным объяснением проведённой реформы правописания было замещение морфологического принципа орфографии в данном случае принципом фонетическим. Как слышим, так и пишем. Поэтому без, раз и из, которые должны по морфологическим причинам писаться именно так (так как соответствующие предлоги заканчиваются на звонкий), стали писать с с в позиции приставки перед глухим, ср. безобидный, разодетый, избить, безбедно, разбитной, извлекать, но: бессердечный, беспечный, расстрелять, исследовать. Казалось бы, всё хорошо. Но вот почему же это правило не коснулось приставки под-, коррелирующей с предлогом под: подорвать, подбить, подтолкнуть? (а не поттолкнуть, как было бы логично, следуя обшему правилу).  Подсидеть, а не потсидеть и т.п. То есть там царит фонетический принцип, а здесь - морфологический. Почему бы? Я считаю, что логично вернуться к дореформенномиу правописанию: разстрелять, изследовать, безсердечный. Иначе есть две нормы, противоречащие системе. И "бес" тут вовсе ни при чём. Хотя те, кто реформировал орфографию после революции, вполне могли сделать это намеренно, а на другие приставки распространить, чтобы не было уж так видно. Не знаю.


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев


Сообщение отредактировал МихаилКН - Пятница, 24.01.2020, 12:50
 
Ольга05Дата: Пятница, 24.01.2020, 13:13 | Сообщение # 29
Прихожанин
Группа: Друзья
Сообщений: 4785
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
Цитата Нора_Ли ()
Т.наз. воцерковление языческих славянских  обычаев типа Масленицы,  Ивана Купалы, поклонения "святым"  вещам, субстанциям дают богатый питательный субстрат для подпитки магического сознания в умах  православной паствы.

Это касается не только православных. У католиков тоже День Всех Святых не совсем по-христиански отмечается. Да и еще есть, наверняка, такие совмещенные с языческими христианские праздники. Языческое сознание присуще человеку с детства. У кого-то оно верх и во взрослой жизни, у кого-то только напоминает о себе.

Добавлено (24.01.2020, 13:17)
---------------------------------------------
Цитата Нора_Ли ()
Магическое мышление (или сознание) предполагает веру в сверхъестественное, иррациональное и связанное с ней соблюдение определённых ритуалов,  запретов и предписаний, нарушение которых приводит к плохим последствиям, а соблюдение  - к хорошим.

Ритуалы и предписания совсем не обязательно связаны с магическими предписаниями, и христиане не предполагают, что их несоблюдение непосредственно приводит к плохим последствиям.
Ритуалы и предписания в христианстве нужны для упорядочения духовной жизни, а также для единства христиан.

Добавлено (24.01.2020, 13:21)
---------------------------------------------
Цитата МихаилКН ()
Хотя те, кто реформировал орфографию после революции, вполне могли сделать это намеренно, а на другие приставки распространить, чтобы не было уж так видно. Не знаю.

Реформа готовилась еще до Русско-японской войны.
Что касается "под-", то я сама произношу "поДтвердить". И все вокруг меня так говорят.
Если посмотреть ломоносовскую "Российскую грамматику", то там вообще приставки с предлогами не разделены и много другого удивительного для современных русскоговорящих и русскопишущих.

А вернуться к дореформенной орфографии мне тоже хочется почему-то... Мой консерватизм, видимо, имеет генную природу.

Сейчас попросила домашних произнести слова "бессердечный" и "бессовестный". У всех сквозь [с] сквозит [з]. И ведь они меня при этом обидели sad


Сообщение отредактировал Ольга05 - Пятница, 24.01.2020, 13:26
 
Нора_ЛиДата: Пятница, 24.01.2020, 17:21 | Сообщение # 30
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 728
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Цитата МихаилКН ()
Хотя те, кто реформировал орфографию после революции, вполне могли сделать это намеренно, а на другие приставки распространить, чтобы не было уж так видно. Не знаю.

Спасибо, Михаил, за развёрнутый ответ. Но меня интересовали именно  приставки без-/бес-, поскольку все остальные ни у кого не ассоциируются с каким-либо неприятным словом. Те мои знакомые, которые  избегают приставки бес-, нарушая существующие правила, объясняют  свою "грамматику"  нежеланием упоминать беса. Если следовать этой логике, надо запретить  пользоваться словами "демонстрация", "собес", "чертёж"(с производными).

Что до Ваших предположений о злонамеренности  реформаторов...  это какая-то конспирология, извините.


Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья под сакурой в цвету.
Кобаяси Исса
 
Старый форум ПРАВМИР » Тематические форумы » Мир веры » «БАБУШКИНО» БОГОСЛОВИЕ: ПОДБОРКА ОКОЛОЦЕРКОВНЫХ СУЕВЕРИЙ
  • Страница 2 из 10
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 9
  • 10
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2020
uCoz